Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
Возраст детей от 13 до 17 лет
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.
Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы
Основные виды совершения мошеннических действий
Дистанционные мошенничества в настоящее время являются самым распространенным преступлением на территории города Вологды, Вологодской области и страны в целом. Виды мошенничеств очень разнообразны, но цель их всегда одна – ввести в заблуждение потерпевшего и завладеть персональными данными банковских карт.
На сегодняшний день дистанционные преступления существенным образом влияют на состояние преступности в городе. Каждое 3 преступление, регистрируемое в городе, отнесено к данному виду. Материальный ущерб для граждан за прошедший год составил свыше 100 млн. рублей (100 млн. 440 тыс. рублей), за 2021 год – уже более 70 млн. рублей.
Основными видами мошенничеств на сегодняшний день являются:
Цель – получение доступа к конфиденциальным данным пользователя – логину и паролю, номеру банковской карты.
На телефон потерпевших звонит неизвестный и, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о том, что по счету его банковской карты происходят подозрительные операции либо осуществлена попытка платежа или перевода. После чего узнают у потерпевшего реквизиты банковской карты (номер, код безопасности, срок действия карты) и коды, пришедшие в СМС-уведомлениях. В результате указанных действий осуществляют перевод денежных средств на другие счета путем подключения к онлайн-банку потерпевшего.
Также мошенники путем обмана уговаривают граждан внести денежные средства через терминал на счета банковских карт либо абонентских номеров на так называемый «резервный счет». В большинстве случает интересуются о наличии банковских карт иного банка, после сообщают, что передают информацию сотрудникам службы безопасности и они перезвонят. После чего спустя несколько минут потерпевшему поступает вызов, где злоумышленник уже представляется сотрудником службы безопасности иного банка и пытается повторить вышеуказанную схему.
Цель – выдать себя за реального собственника товара, добросовестного продавца, уговорить покупателя на внесение предоплаты.
Злоумышленник размещает объявление на известных досках объявлений – АВИТО, ЮЛА, JOOM, ВКОНТАКТЕ, INSTAGRAM о продаже товара по заниженной стоимости (ниже рыночной), с подробным описанием состояния и условий использования. Общение с потерпевшим осуществляет в ходе переписки в интернет-мессенджерах, в редких случаях путем телефонного разговора. Предлагает внести предоплату за товар, отправляет реквизиты банковской карты, после получения денежных средств мошенник как правило не выходит на связь.
Цель – получение доступа к конфиденциальным данным пользователя – логину и паролю, номеру банковской карты.
В социальной сети приходит сообщение от знакомого пользователя (либо взлом страницы, либо создание копии страницы) с информацией о возможности получения выплаты денежных средств в честь «Дня рождения Сбербанка» или «акция «Сбербанк дарит подарки», в рамках государственной программы помощи ветеранам, в период пандемии COVID-19 и прочее. В ходе диалога путем переписки через интернет потерпевший сообщает реквизиты банковской карты и коды, которые приходят ему в смс-сообщении от банка.
Также используются технологии «всплывающих окон», внешне схожих с оформлением официальных сайтов банков, где мошенники под вышеуказанными предлогами получают доступ к сведениям по банковским картам, когда потерпевший сам вводит эти сведения в «всплывающее окно».
Мошенники размещают на «BlaBlaCar» объявления о свободных местах в машине, ничем не отличающиеся от настоящих, и даже цены указывают в пределах нормы. Маршруты они выбирают как популярные, так и не очень. Когда пользователь откликается на объявление, мошенники в чате на сайте «BlaBlaCar» просят его связаться с ними в мессенджере «WhatsApp» и отправляют номер телефона. Поскольку политика сервиса запрещает пересылать в сообщениях контактные данные, «водитель» пишет номер словами. Обсуждение деталей поездки тоже на первый взгляд не вызывает подозрений. Мошенники охотно поддерживают разговор об интересующих пассажира подробностях и даже сами задают уместные в контексте поездки уточняющие вопросы.
Мошенники готовы обсуждать детали поездки. Когда речь заходит об оплате поездки, жертве предлагают «купить билет» по ссылке якобы на «BlaBlaCar» (название сервиса присутствует в адресе сайта). Мошенники требуют предоплату через сайт. На самом деле никаких билетов «BlaBlaCar» не продает. Сервис позволяет водителю и пассажиру найти друг друга и в перспективе планирует брать небольшую комиссию за эту услугу, однако расплачиваться за поездку предлагает наличными. Еще один 2 признак мошенничества, который несложно заметить, — адрес сайта, на котором мошенники предлагают произвести оплату. Хотя в нем и упоминается «BlaBlaCar», от официального адреса сервиса он сильно отличается.
Если пользователь все же перейдет по мошеннической ссылке, его попросят указать имя, фамилию и контактные данные. После того как пассажир заполнит анкету, его перенаправят на платежную форму, которая тоже расположена на мошенническом сайте. Это значит, что если жертва введет данные банковской карточки, то дело может не ограничиться потерей суммы «предоплаты». Также есть риск, что платежные данные будут украдены, что впоследствии может грозить еще более существенными финансовыми потерями. Само собой, после оплаты «официальный водитель», скорее всего, просто пропадет со связи.